Фоторепортаж: музыковеды вышли из тени — в Москве наградили лауреатов премии «Диапазон»

#богдан волков #академия культурных и образовательных инноваций #министерство культуры #россия #радио россии #радиостанция #ирина герасимова #йорг видман #высшая школа экономики (вшэ) #университет #юлия чечикова #левон акопян #елизавета згирская #Независимая газета #любовь лепехина #российская академия #россия #Сергей Екимов #московская консерватория #город москва #ольга мойсеевич #максим петров #петр поспелов #пермский театр оперы и балета #город пермь #александр клевицкий #антон дубин #музыкальная жизнь #журнал #московская средняя специальная музыкальная школа имени гнесиных #город москва #варвара гансгорье #вера галактионова #кирилл архипов #галина глафиры #тульская областная филармония #город тула #ассоциация музыкальных журналистов #марина задерацкая #Эдисон Денисов #историко теоретический факультет; саратовская государственная консерватория имени собинова #город саратов #московский художественный театр (мхт) #наталия калиниченко #по следам густава малера #сектор истории музыки; государственный институт искусствознания #алексей рубин #Игорь Стравинский #российский национальный музей музыки #россия #gnesin contemporary music week #фестиваль #отдел культуры; независимая газета #анна коломоец #мария залесская #динара шамец #федор безносиков #Иван Кузнецов #владислав коваленко #мария максимова #академический большой концертный оркестр имени силантьева #даниил коган #нижегородский театр оперы и балета #город нижний новгород #санкт петербургская государственная консерватория имени римского-корсакова #город санкт-петербург #российский национальный молодежный симфонический оркестр #россия #ольга сирота #культура #радиостанция #наталия сурнина #государственный симфонический оркестр #область челябинская #алексей трифонов #российский музыкальный союз #россия #юрий гагарин #Молодая Гвардия #всеволод анисимов #лидия аристова #союз композиторов #россия #Родион Щедрин #илья гофман #Себастьян Бах #екатерина бекетова #ольга русанова #полина тхай #Сергей Рахманинов #школа драматического искусства #театр #марина гайкович #государственный академический симфонический оркестр #республика татарстан #международный конкурс имени чайковского #глеб чучалин #зальцбургский фестиваль #михаил брызгалов #наила насибулина #российская академия музыки имени гнесиных #россия #александр лаврухин #евгения воронова #арсений безносиков #Ирина Никитина #мелодия #ао #Александр Соловьев #Фото #кафедра истории и теории исполнительского искусства; московская государственная консерватория имени чайковского #город москва #совет по культуре; президент; россия #московская осень #сектор теории музыки; государственный институт искусствознания #новая опера имени колобова #театр #город москва #сергей буланов #томский государственный университет #город томск #московская филармония #город москва #Научная библиотека #челябинская государственная филармония #город челябинск #бернд алоис циммерман #артем ванян #международный конкурс молодых пианистов #московская государственная консерватория имени чайковского #город москва #клод дебюсси #илья татаков #карина абрамян #мечислав вайнберг #музей памяти #саратовская государственная консерватория имени собинова #город саратов #музыковедческий факультет; санкт петербургская государственная консерватория имени римского-корсакова #город санкт-петербург #евгения кривицкая #Сретенский монастырь #лучано берио #владислав бескоровайная #композитор #издательство #город москва #Александр Чайковский #александра наумова #энджел вонг #московская государственная академическая филармония #город москва #орфей #радиостанция #екатерина шелухина #адольф шрайнер #государственный институт искусствознания #левко валентин #iv; международный конкурс молодых пианистов #Альфред Шнитке #АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВ #елена башкирова #московская школа кино #город москва #илья сац #екатерина морозова #невозможность остановки #татьяна ефимова #притяжение #объединение #камерный хор #Павел Токарев
Фоторепортаж: музыковеды вышли из тени — в Москве наградили лауреатов премии «Диапазон»

О ПРЕМИИ

Премию «Диапазон» учредили в этом году Ассоциация музыкальных журналистов, критиков и музыковедов и Российский музыкальный союз при поддержке Союза композиторов России и Министерства культуры Российской Федерации.

На конкурс принимались работы, опубликованные в 2024 году. Организаторы получили 108 заявок от авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Воронежа, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары, Томска, Омска, Красноярска, Новосибирска, Сыктывкара. В короткий список вошли работы 19 авторов. Экспертный совет, а затем жюри проекта оценивали публикации в восьми номинациях, выбрав в каждой из них три лучшие работы. К профессиональной премии присоединились и другие организации, работающие в области академической музыки, и наградили номинантов собственными специальными призами.

Несмотря на то, что премия «Диапазон» проводится в этом году впервые, жюри отметило очень высокий уровень работ, поданных на конкурс. Доверие организаторам и жюри оказали как маститые журналисты, так и начинающие авторы. Заявки разделялись не по жанровому принципу, а по темам повествования, поэтому многие авторы присылали свои работы сразу в несколько номинаций, что Положение конкурса не запрещало. К участию в отборе принимались сюжеты о людях, музыкантах, коллективах, а также о проектах и событиях, в том числе и о громких премьерах.

В этот вечер музыкальные журналисты, критики, музыковеды наконец вышли из тени и сами оказались на сцене. Онлайн-трансляция торжественного мероприятия прошла на портале Культура.РФ и сайте Российского музыкального союза. Вел церемонию награждения музыкальный продюсер Павел Токарев.

«Я сама не предполагала, что первый проект вызовет такой интерес и мы откроем для себя очень много новых перспективных имен. Горжусь, что многие статьи, которые были поданы, до этого были опубликованы на страницах журнала «Музыкальная жизнь», и это подтверждает, что журнал является площадкой, которая дает высказаться очень большому числу авторов — серьезно, весомо и профессионально. Еще раз благодарю за поддержку Российский музыкальный союз и Союз композиторов России, потому что какие бы потрясающие идеи и смелые фантазии ни посещали нас, творческих людей, всегда должна быть сильная команда, серьезные люди, которые поверят в эти фантазии и поддержат их. Думаю, результат оправдал вложения. Сегодня победители получают не только красивые статуэтки, цветы и дипломы, но и денежные призы в размере 100 000 рублей каждый, которые выделил Российский музыкальный союз. Мне кажется, это подтверждает значимость того, что делают музыкальные журналисты, критики и музыковеды сегодня. Это действительно поднимает статус нашей профессии, а это, собственно, то, ради чего эта премия была задумана», — сказала генеральный директор Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов Евгения Кривицкая.

КТО ВРУЧАЛ

«Диапазон» — знак признания профессионалов профессионалами. На пресс-конференции, посвященной итогам первой премии в сфере музыкальной журналистики, критики и музыковедения, прошедшей в Российском национальном музее музыки накануне, председатель жюри премии Михаил Брызгалов отметил: «Сегодня индустрия классической музыки нуждается в профессиональном изложении того, что происходит на концертных подмостках. Необходимо правильно и интересно рассказывать об исполнителях, программах и исполняемых произведениях».

Награды на торжественной церемонии вручали видные деятели культуры и представители авторитетных СМИ в мире музыки:

  • председатель жюри премии «Диапазон», заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Российского национального музея музыки, член Совета при Президенте РФ по культуре Михаил Брызгалов;

  • генеральный директор Российского музыкального союза, композитор, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого концертного оркестра имени Ю.В. Силантьева Александр Клевицкий;

  • генеральный директор Союза композиторов России, первый заместитель генерального директора АО «Фирма Мелодия» Карина Абрамян;

  • генеральный директор Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», концертирующая органистка Евгения Кривицкая;

  • главный редактор издательства «Молодая гвардия», музыковед, журналист Мария Залесская;

  • генеральный директор — художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра, академик Российской Академии Радио, заслуженный работник культуры России Ирина Герасимова;

  • заведующая отделом культуры «Независимой газеты» Марина Гайкович;

  • художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Алексей Трифонов;

  • музыкальный обозреватель «Радио России», ведущая авторской программы «Музыка в событиях» Ольга Русанова;

  • ·главный дирижер и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра Челябинской области Алексей Рубин;

  • генеральный директор журнала «PianoФорум», руководитель международных проектов Российского музыкального союза Марина Задерацкая;

  • заместитель генерального директора «Радио России» Владислав Коваленко;

  • генеральный директор издательства «Композитор» Евгения Воронова;

  • представитель Московской государственной академической филармонии Наталия Сурнина.

КТО ПОБЕДИЛ

Работа музыкального критика — это сложное, многогранное ремесло, находящееся на стыке искусства, журналистики и науки, истинная ценность которого заключается не в вынесении приговора, а в создании контекста. Музыкальный критик — не судья, а переводчик и проводник. Его задача — перевести язык звуков, эмоций и сложных музыкальных структур в доступный формат. Критик объясняет, как работают необычные гармонии, какой культурный или исторический бэкграунд стоит за этим звучанием, как текст взаимодействует с музыкой, рождая новый смысл. Он помещает произведение в широкий контекст — от личной биографии автора до глобальных тенденций в обществе, помогая слушателю увидеть за набором нот целый мир.

Ориентируясь на авторитетное мнение, читатель экономит самый ценный ресурс — время. Рецензия может стать компасом, указывающим на стоящие, с профессиональной точки зрения, работы, и предостерегающим от откровенно слабых. Однако работа критика — это не только анализ, но и диалог. Хорошая рецензия не заканчивается на последнем предложении; она только начинается в сознании читателя, провоцируя его на собственные размышления, споря с ним, заставляя переслушать произведение с новой точки зрения. Возможно, профессия критика сегодня переживает кризис идентичности. Но именно сейчас вдумчивая, аргументированная критика нужна как никогда. В мире, где алгоритмы подсовывают нам то, что мы и так любим, критик становится тем, кто ломает эту эхо-камеру, предлагая альтернативный, неожиданный взгляд.

Итак, кому же присудили премию «Диапазон» уважаемые музыкальные журналисты, критики и музыковеды, входящие в состав жюри?

  • Номинация «Интересно о фестивале»

Финалисты — Владислава Бескоровайная, Анна Коломоец, Сергей Буланов.

Победитель — Анна Коломоец — музыковед, музыкальный критик, пресс-секретарь Московской средней специальной музыкальной школы имени Гнесиных. На конкурс Анна представила свою статью «А впереди — юбилей!», посвященную 44-му Международному смотру современной музыки «Московская осень». Кроме того, она стала обладательницей специального приза от Российского национального музея музыки — приглашения в качестве музыковеда-резидента с целью создания публикаций о музыкальном культурном наследии России.

  • Номинация «Интересно об артисте»

Финалисты — Ирина Никитина, Екатерина Морозова (Сандерс), Анна Коломоец.

Победитель — Ирина Никитина — пианистка, продюсер, телеведущая, журналист. Она представила на конкурс выпуск телепрограммы «Энигма. Елена Башкирова. Дом Мендельсона».

  • Номинация «Интересно о премьере»

Финалисты — Татьяна Ефимова, Сергей Буланов, Екатерина Шелухина.

Победитель — Сергей Буланов — кандидат искусствоведения, музыкальный критик, исполнительный директор «Академии культурных и образовательных инноваций», куратор Музея памяти Валентины Левко. Сергей представил на конкурс интервью с Богданом Волковым «Без Гвидона, возможно, не было бы Мышкина» — большой разговор о главной премьере Зальцбургского фестиваля 2024 — постановке оперы Мечислава Вайнберга «Идиот».

  • Номинация «Интересно об исполнительском коллективе»

Финалисты — Глеб Чучалин, Динара Шамец (Кочергина), Наталия Калиниченко.

Победитель — Глеб Чучалин — молодой талантливый автор, студент Российской академии музыки имени Гнесиных. Конкурсная работа Глеба — статья под названием «А вам идет этот цвет!». Это материал о гастролях Пермского театра оперы и балета.

  • Номинация «Интересно о звукозаписи»

Финалисты — Елизавета Згирская, Анна Коломоец, Александр Лаврухин.

Победитель — Елизавета Згирская — композитор и журналист из Томска. В 2024 году вместе с Научной библиотекой Томского государственного университета она запустила просветительский проект «Виниловый ликбез». В формате коротких вертикальных видео за 1 минуту она рассказывала о пластинках из коллекции всемирно известного российского композитора Эдисона Денисова. Жюри по достоинству оценило и саму работу, и нестандартную заявку номинантки.

  • Номинация «Интересно об истории»

Финалисты — Левон Акопян, Юлия Чечикова, Александра Наумова.

Победитель — Левон Акопян — музыковед, доктор искусствоведения, заведующий сектором теории музыки Государственного института искусствознания. Книга Левона Оганесовича «Музыка советской эпохи: 1917—1991» — масштабный труд — обзор музыки, созданной композиторами советской страны, представляющими разные поколения и направления, за семь с половиной десятилетий ее существования. В трех частях книги речь идет о музыкальных течениях 1920-х годов, о музыке сталинского периода и о развитии музыкального искусства в послесталинском СССР. Основной текст сопровождается хронографом музыкальных произведений и событий музыкальной жизни.

  • Номинация «Интересно о юбилее»

Финалисты — Ольга Мойсеевич, Ольга Сирота, Татьяна Ефимова.

Победитель — Ольга Сирота — журналист «Радио Орфей». Авторская программа Ольги «Партитура жизни: Бах» — это радиосериал, посвященный 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. Без ретуши, романтического флера и устоявшихся клише слушатели узнают, чем увлекался гениальный композитор, каким он был отцом, мужем, дедом, да и просто человеком.

  • Номинация «Интересно о современной (актуальной) музыке»

Финалисты — Антон Дубин, Татьяна Ефимова, Мария Максимова.

Победитель — Татьяна Ефимова — музыковед, автор статей, лектор Московской школы кино и Высшей школы экономики. Статья Татьяны Ефимовой «Путешествие к себе» — размышления о космической музыке, навеянные празднованием юбилея Юрия Гагарина.

КОМУ ВРУЧИЛИ СПЕЦПРИЗЫ

Партнеры проекта подготовили специальные призы для номинантов. Так, на торжественной церемонии вручения премии «Диапазон» генеральный директор Союза композиторов России Карина Абрамян рассказала о проекте «Музыковед-резидент», который предполагает, что номинанты из числа финалистов смогут сотрудничать с музыкальными театрами и филармониями при финансовой поддержке Союза.

Союз композиторов России вручил свой специальный приз — участие в новой программе «Музыковед-резидент» и гонорар на сумму 50 000 рублей — Екатерине Шелухиной (за статью «Невозможность остановки», посвященную российской премьере Скрипичного концерта Бернда Алоиса Циммермана в Московской филармонии), Александру Лаврухину (за интервью с хореографом Максимом Петровым «Интересно ставить и на Прокофьева, и на Shortparis») и Глебу Чучалину (за статью «А вам идет этот цвет!» о гастролях Пермского театра оперы и балета). Теперь в качестве резидентов они отправятся в Тульскую областную филармонию, Нижегородский театр оперы и балета и Челябинскую государственную филармонию соответственно для чтения лекций, проведения творческих встреч и создания экспертных публикаций.

Специальный приз журнала «PianoФорум» — заказ на две публикации в 2026 году с гонораром 50 000 рублей — вручен Наиле Насибулиной — музыковеду, музыкальному журналисту, блогеру, автору текстов и ведущей концертов Московской филармонии (за статью «Кто дольше продержится на Токкате Шумана» — материал о мировой премьере Концерта для четырех фортепиано с оркестром Александра Чайковского на открытии IV Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition).

Спецприз от «Радио России» — приглашение вести программу на радиостанции — получил Антон Дубин — журналист, музыкальный критик, редактор журнала «Музыкальная жизнь». Конкурсная работа Антона — авторская программа «Музыка перспективы: композиторы на радио «Культура» (совместный проект Союза композиторов России и радио «Культура» при поддержке Минкультуры России).

Специальный приз Ассоциации музыкальных журналистов, критиков и музыковедов присужден Владиславе Бескоровайной — выпускнице историко-теоретического факультета Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (за статью «Кто слышал вращение сфер» о фестивале Gnesin Contemporary Music Week). Владислава получила приглашение принять участие в семинаре-практикуме «Журналистские читки», где она сможет повысить свой уровень подготовки и развить профессиональные компетенции под руководством опытных кураторов. Семинар ежегодно проводится Союзом композиторов России при поддержке Минкультуры России, Российского музыкального союза и журнала «Музыкальная жизнь».

Специальный приз от Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан получила Мария Максимова — студентка музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, лауреат всероссийских конкурсов по музыкальной критике и журналистике. На конкурс она представила статью «Осколки одной жизни», посвященную открытию резиденции композитора Кирилла Архипова в Петербургском Доме Радио.

Специальный приз — приз имени Петра Поспелова — московского издательства «Композитор» обрела Юлия Чечикова — театральный и музыкальный журналист, переводчик, заместитель главного редактора журнала «Музыкальная жизнь» (статья «По следам Густава Малера»). У Юлии появилась возможность опубликовать свою книгу в издательстве «Композитор» в течение 2026 года.

Специальный приз Московской филармонии — приглашение участвовать в ее проектах в качестве музыковеда — получил Александр Наумов — музыковед, кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Сектора истории музыки Государственного института искусствознания, преподаватель кафедры истории и теории исполнительского искусства в Московской государственной консерватории (за монографию «Московский художественный театр в поисках музыки. 1905—1918: Эпоха Ильи Саца. Часть 1»).

ЧТО ПРОЗВУЧАЛО В МУЗЫКАЛЬНОЙ ЧАСТИ

Торжественную церемонию украсила музыка, прекрасно сочетающаяся и с залом «Манеж» театра «Школа драматического искусства», где проходило мероприятие, и с сутью профессии музыкального критика попыткой остановить прекрасное мгновение, разобрать его на составляющие и показать внутреннюю механику музыкального произведения, не убивая при этом магию.

В программе прозвучали:

  • Романсы Сергея Рахманинова «Здесь хорошо» на слова Глафиры Галиной и «Сирень» на слова Екатерины Бекетовой в исполнении солистки Любови Лепехиной и Камерного хора Московской консерватории (художественный руководитель и главный дирижер — заслуженный деятель искусств России Александр Соловьёв). Хор приятно удивил и сценической постановкой русской народной песни «Вдоль да по речке» (обработка Сергея Екимова).
  • Цикл песен «Прибаутки» Игоря Стравинского на стихи Александра Афанасьева в исполнении солиста хора Сретенского монастыря Ильи Татакова и цикл песен итальянского композитора Лучано Берио Folk songs в исполнении солистки Варвары Гансгорье в сопровождении камерного оркестра im Spiеgel (дирижер Фёдор Безносиков музыкальный руководитель Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова).

  • Пьеса композитора Родиона Щедрина «В подражание Альбенису», которую исполнили молодые, но уже известные и любимые слушателями музыканты лауреаты Международного конкурса имени П.И. Чайковского скрипач Даниил Коган и пианист Энджел Вонг. Последний также великолепно сыграл прелюдию для фортепиано «Фейерверк» Клода Дебюсси. И вместе они еще незабываемо исполнили музыку культового российского композитора Альфреда Шнитке «Танго в сумасшедшем доме».

  • Юмористическая фантазия композитора Адольфа Шрайнера «Все меньше и меньше» в воплощении лауреата российских и международных фестивалей и конкурсов, солиста Российского национального молодежного симфонического оркестра Артема Ваняна (кларнет) и Веры Галактионовой (фортепиано).

  • Композиция немецкого кларнетиста и композитора Йорга Видмана «180 ударов в минуту» в исполнении молодых звезд академической музыки Творческого объединения «Притяжение»: Даниила Когана (скрипка), Ивана Кузнецова (скрипка), Ильи Гофмана (альт), Лидии Аристовой (виолончель), Арсения Безносикова (виолончель) и Полины Тхай (виолончель).

Организаторы пообещали, что эта история будет продолжаться — и премия «Диапазон» состоится вновь.

 Фото: Всеволод Анисимов (предоставлено Российским музыкальным союзом)

 

1