Мы не мыши, мы не птахи, мы особые персонажи славянской демонологии, известные под именем страхи или, иначе, пужаки, пужайлы и страшидлы..
Страхи есть в фольклоре белорусов, украинцев, поляков, чехов. В русской демонологии их нет (у нас все страшное, ага), а функции страхов разбросаны между лешими, дурным местом, удавленниками, чертями и ведьмами.
Как правило, страхи появлялись в нехороших местах (возле мостов, на перекрестках, в рощах, на кладбищах). Они пугали прохожих криками и плачем, начинали преследовать, сбивали с пути и заставляли блуждать. Обычно в полдень и полночь.
Например, повторяли движения человека. Идет человек быстрым шагом, и пужака за ним торопится. Человек остановился, и пужака стоит.
Порой они ходили за человеком, приняв облик собаки, барана, свиньи или даже стога сена.
Типичная быличка: «Один хлопец на вечеринке был. Как возвращался, ему на плечи вечером пужайло село, белое такое, может, мертвец, а может, что другое. Как тот хлопец дождался рассвета, так пужайло исчезло».
Главное – старались испугать посильнее. Кто не боялся, тому и не показывались.
В общем, мультфильм «Ничуть не страшно» почти этнографический. Почему почти? Потому что помогать смельчакам подлинные пужаки не стали бы. В демонологии вообще немного персонажей, которые готовы кому-либо помогать, тем более бескорыстно. Но в наше гуманистическое время ведьмы, лешие, водяные – и кто угодно – превратились в милых детских персонажей.
Пужайлы не стали исключением. Будь это подлинная быличка, она закончилась бы тем, что двое детишек с мокрыми штанишками убежали обратно в дом, а вслед им летел бы громкий и вполне искренний смех пужайлов.
© Левкиевская Е. «Белорусские мифы». М. 2025 год. С. 234-238; «Низшая мифология славян». М. 2025 год.
* Орфография, пунктуация, фотографии и видео автора бережно сохранены.
Минутка этнографии