Миша Медведус: «Людям интересен культурный код»

Миша Медведус: «Людям интересен культурный код»

— Можно ли назвать вашим главным проектом Hello, my name is Mishka, причем не просто проектом творческим, но и семейным?

— Да. Коллаборация двух художников — Мельниковой Дарии и Миши Медведуса — в какой-то момент стала семьей. У моей жены академическое художественное образование, мы еще не были супругами, стали дружить и делать совместные работы. Спустя время поняли, что было бы здорово придумать какую-то новую форму. Чтобы она была не холстом и не картиной, а объектом, на котором можно делать сложную роспись, как на традиционном полотне. При этом форма должна производить визуальный эффект.

Поскольку я давно и сильно люблю медведей, то выбрали мишку в качестве модели. Так в 2023 году появился наш флагманский проект. И вскоре родился еще один — наша семья.

Уже третий год мы делаем коллекционный продукт — небольшие гипсовые скульптуры медведей. Затем их расписываем — Дария в академическом стиле, я — в своем авторском — в стиле «неокириллица».

Миша Медведус 4.jpg

— Михаил, что это за стиль?

— Это авторская реконструкция шрифта, которой я дал название.

— Вы изучали тексты церковнославянские, когда ее придумывали?

— Специально не изучал. Я не хотел опираться на то, что есть. Цель была придумать то, чего не было. Нужно было создать такую стилистику, чтобы она отличалась от какой-либо другой. Чтобы коллекционер или человек, интересующийся искусством, мог сразу определить, что это работа — моя.  

— Почему на своей странице в соцсети вы указываете три главных темы росписи для Hello, my name is Mishka: «Легенды», «Православие» и «Графика»?

— Это вышло непреднамеренно. Всего в проекте 21 тема, и каждая для нас по важности одинакова. Мы выпускали разные коллекции от «Античности» до «Науки», от «Эмоций» до «Ангелов».

— Интересно, «православные» мишки востребованы? Разве в современном искусстве есть место религиозной теме?

— Вот как раз эта тема достаточно востребована. Работы, так или иначе связанные с православием, хорошо продаются. Но когда мы задумывали эту тему, то хотели в первую очередь делать то, что близко нам и важно. Так что интерес есть к религиозной тематике, христианской в первую очередь.

— Тем 21, а михаил потапычей сколько? 

— 29 мы сделали с Дашей, всего же их будет 103.

— Сколько такой мишка будет стоить?

— Первая скульптура обошлась покупателю в 500 долларов, а дальше к цене последующей работы мы прибавляли по 10%. Так что последний мишка — 29-й — продается за 7200 долларов.

— Покупают эти работы музеи, коллекционеры или просто, например, в квартиру?

— Я думаю, что мишки отправляются в частные коллекции, квартиры, дома. Мишка украсит интерьер и найдет место везде, его рост — 35 сантиметров, а вес — 8 килограмм.

— Как вы решили работать в технике каллиграфии?

— Это вышло случайно. Я с детства занимался в художественной школе и как многие занимался граффити: бегал и рисовал на стенах зданий. Интерес к этой сфере был всегда. А уж когда я увидел необычную полиграфию с готической вязью, посмотрел, какие бывают стилизации, начал делать такие работы сам. Видоизменял архитектуру буквы, пытался нащупать свой авторский стиль. Это оказалось востребованным, каллиграфические картины покупались, появились заказы на роспись помещения. И в какой-то момент — лет 12 назад — отчетливо понял, что хочу заниматься только шрифтом. Теперь это моя основная сфера интереса.

Миша Медведус 3.jpg

—  Как выглядит ваша каллиграфическая картина, она из букв состоит?

— Да, в работе обязательно будут буквы, а не абстрактные узоры или символы. Я пишу всегда конкретный текст: либо на свой взгляд и вкус, либо текст, который меня просит сделать заказчик. И вот из этих букв получается композиция.

— Какой самый интересный текст вам приходилось писать?

— Все заказы очень разные. Кто-то просит написать строчку песни, кто-то — четверостишие, кто-то — место из Евангелия, а кто-то – рандомный набор слов, важных для человека. Так что это все очень индивидуально, если говорить о заказах. Если же говорить о моих работах, то я пишу цитаты, фразы, размышления, которые мне близки.

Так, весной была совместная выставка с Лилией Валеевой, которая называлась «Семь размышлений». На ней мы показали семь картин, где я со своей точки зрения раскрывал то или иное размышление, а моя коллега — со своей. Лилия писала образы девушек, а я создавал шрифт. Мы это компилировали и подучилась красивая, вдохновляющая работа.

— Над какими темами размышляли?

— Например, что такое честность, что такое добро.

— На латинице или кириллице рефлексировали?

— На русском языке. Раньше я чаще использовал латиницу, потому что, на мой взгляд, она проще. И вот уже года два я в работах преимущественно пользуюсь кириллицей. Мне она представляется мощным скелетом для работы, но, если кто-то попросит написать фразу на английском языке, конечно, я не откажу, напишу латиницей.

— Есть интерес к текстам на русском языке в современном искусстве?

— На рынке кириллические тексты востребованы. У меня такое ощущение, что народ подустал от текстов на латинице. Все-таки у нас есть своя история, своя культурная традиция. И я вижу, что в последнее время интереса к нашему культурному коду стало больше. Причем он появился недавно, года три назад.

Насколько сейчас востребованы каллиграфические работы?

— Мне кажется, что раньше вообще на рынке покупали активнее любые работы, в том числе и каллиграфические. Сейчас найти покупателя сложнее. В целом, я не отслеживаю, кто сколько продал работ.

Какие тенденции вы видите сейчас в современном искусстве в России?

— Только положительные. Уверен, что дальше будет много интересного. Мне кажется, что возникнут новые направления в современном искусстве. Как я уже говорил, люди стали больше интересоваться историей, культурным кодом. Думаю, новые области в искусстве будут связаны с ним. Человеку важны корни.

— Если говорить о корнях, повлиял ли на вас в творческом плане, на ваше мировоззрение родной город — Ярославль?

— Ярославль — абсолютно прекрасный город, древний, он старше Москвы, к примеру. Я очень его люблю, поэтому постоянно туда наведываюсь. Но в плане творческом, стилистическом он на меня не повлиял. Такие вещи формируют насмотренность, среда, выбор художника.

— Одна из последних ваших работ называется «Любовь». Что это чувство для вас означает?

— Готовность все отдать, не ожидая ничего взамен.

Миша Медведус 1.jpg


Искала культурный код в картинах из букв Елена Сердечнова

Фото из личного архива художника Миши Медведуса


 

1