— В прошлом году фантастический сериал «Задача трех тел» собрал миллионы зрителей на Netflix, а до этого его китайский первоисточник привлек еще больше людей. С чем связан такой интерес к сериалу, как вы думаете?
— Полагаю, что это связано с интересом к космосу, он сегодня переживает второе рождение. Неслучайно вы назвали фильм по книге китайского фантаста Лю Цысиня. Именно КНР бурно развивается в этом направлении. Эта страна пошла по пути удешевления и внедрения космических технологий в земную жизнь. Например, в Китае активно занимаются разработкой летающих машин. Только пошли они не по пути Илона Маска, чья компания создает дорогущие Tesla, потому что это очень «умные машины» с супер-компьютером на борту, способным мгновенно решать сложные задачи изменения дорожной обстановки, с огромным количеством входящей информации и столь же дорогой внешней структурой (умная дорога).
Китайцы создают простые и дешевые машины, в которых нет ничего дорогого – бесщеточные электродвигатели, хорошо себя зарекомендовавшие, отлаженные в процессе производства и эксплуатации дронов, композитный корпус и батарея. А «мозг» и система управления роем (большим количеством машин) внешние — с орбитальной станции управления. Такой подход сильно удешевил технологию, в результате в Поднебесной скоро летающие машины станут реальностью. Если машины Маска стоят сотни тысяч долларов, то китайский аналог до 10 000, как обычный недорогой современный массовый автомобиль.
— Мы в Москве скоро будем вызывать летающее такси?
— Боюсь, что нет. КНР этими разработками активно занимаются, а про наши я, честно говоря, не слышал. Китайцы пишут книги, снимают научно-фантастические сериалы, потому что государство занимается стимулированием подобных разработок, связанных с космическими технологиями.
— Всемирная неделя космоса, которая ежегодно проходит с 4 по 10 октября, напоминает, что космическая эра началась в 1957 году с запуска искусственного спутника СССР. По вашему мнению, мы удерживаем лидерские позиции в освоении космоса?
— АМКОС и собственно музеи, входящие в ее состав, занимаются сохранением артефактов, связанных с историей космоса, передачей этих знаний следующим поколениям, воспитывая их в духе героев — наших первооткрывателей космоса. Ваш вопрос должен быть адресован все-таки профильным специалистам. К тому же, космос — отрасль многопрофильная. Есть космос военный, например, боевые ракеты, есть пилотируемая космонавтика, есть автоматические исследовательские станции. Направлений много, и в каждом из них у России позиции будут разными.
В том, что СССР был первым в космосе, все прогрессивное человечество и так знает, ему не надо об этом напоминать. Мне сложно сказать, первые ли мы сейчас в космосе, потому что в этой сфере сильные позиции у американцев и китайцев, но, несомненно, Россия — космическая держава. У нас есть такие технологии, которых нет у других стран. Тот же «Орешник» — гиперзвуковая баллистическая ракета средней дальности. Нашим конкурентам пока далеко до России в этой области.
— Какие мероприятия запланированы в нашей стране ко Всемирной неделе космоса, и какие мероприятия пройдут в АМКОС?
— Уверен, что тематические мероприятия, приуроченные ко Всемирной неделе космоса, пройдут по всей России. Основные события, конечно, будут происходить в музеях-флагманах — Музее космонавтики на ВДНХ и Государственном музее истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге. Подключатся и другие музеи.
1 октября на Аллее Космонавтов рядом с метро ВДНХ установили бюст Германа Титова. 11 сентября 2025 года нашему знаменитому «серебряному» космонавту исполнилось бы 90 лет. Большую работу для осуществления этого события проделала Федерация космонавтики России, АМКОС всецело поддерживает такие инициативы — это наша общая радость.
Вообще этот год был щедр на космические даты. Так, отмечались 65 лет полету знаменитых Белки и Стрелки, 60 лет первого выхода в открытый космос Алексея Леонова, 50 лет исторической стыковке «Союз-Аполлон». На это юбилейное мероприятие в Музей космонавтики собрались ветераны – космонавты, дублеры, члены резервных экипажей Алексея Леонова и Валерия Кубасова – Владимир Джанибеков и Александр Иванченков, приезжали и американские астронавты.
— Как появилась Ассоциация космических музеев, и какая главная задача стоит перед ней?
— Цель АМКОС — популяризация космонавтики, поддержка и координация работы космических музеев. Ее создатель и духовный вдохновитель — Нина Семеновна Кирдода. Она ветеран ракетно-космической отрасли, работала ведущим конструктором в ОКБ-52, которым руководил выдающийся Владимир Челомей, принимала участие в деятельности Федерации космонавтики СССР, лично знала многих космонавтов.
Ассоциация появилась в Москве 23 ноября 1989 года. Учредителем выступила Федерация космонавтики СССР. Первым президентом АМКОС стал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Павел Попович, после него эстафету принял дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Джанибеков. Нина Кирдода была бессменным первым вице-президентом АМКОС.
Ассоциация активно развивалась, задумывалась как международная, но, к сожалению, развал Советского Союза помешал этим планам. Наша организация выжила и помогла выжить музеям космической направленности. И сейчас мы активно продолжаем развиваться, отвечая на вызовы уже нашего времени.
Действующий президент АМКОС — Герой России, летчик-космонавт Олег Артемьев, почетный президент — дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Владимир Джанибеков.
Пожалуй, сегодня наша главная задача — привлечение внимания к космонавтике молодежи.
— Сколько музеев входит в Ассоциацию?
— В АМКОС состоит порядка 80 музеев и музейных организаций в 49 регионах. В этом году мы приняли пять новых членов. Среди них Музей В.Ф. Быковского в Павловском Посаде, Музейно-выставочный центр Тамбовской области, в котором есть зал космической славы, частное учреждение культуры «Дедушкин чердак» с прекрасной коллекцией жидкостных ракетных двигателей. У нас организация живая, мы прирастаем новыми участниками.
Мы регулярно проводим различные мероприятия, в том числе конкурсы детского рисунка. И победителей бы хотелось как-то по-особенному наградить, отправить ребят на Байконур, например, чтобы они увидели старт ракеты-носителя. Поверьте, это очень эмоциональное переживание. Но отвезти детей мы не можем — нет средств. Сейчас мы ищем партнеров, которые могли бы профинансировать такую поездку.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о мероприятиях, которые проводит Ассоциация.
— У нас много совместных проектов с музеями. Это и чтения, и выставки, и конкурсы, и даже космические фестивали. Скажем, фестиваль «108 минут» в Калуге, фестиваль «Пора в космос!» в Москве. На мероприятия мы всегда ждем и детей, и взрослых, можно и повеселиться, и узнать много нового про космос. Организуем круглые столы, различные конференции. Например, в этом году организовали несколько выставок для наших региональных музеев совместно с Российским государственным архивом научно-технической документации и Роскосмосом.
Организуем торжественные мероприятия и участвуем в значимых акциях. Так, в прошлом году состоялся международный автопробег «Земная орбита Юрия Гагарина. Поехали!», посвященный 90-летию со дня рождения первого космонавта. Маршрут пролегал из Москвы на Байконур. Участники посетили более 20 городов, включая Жуковский, Звездный городок, Королев, Гагарин, Саратов, Ульяновск, Самару, Оренбург и другие.
— Мы заговорили о выставках. Не так давно в Музее космонавтики проходила экспозиция работ, созданных в космосе или посвященных ему. Часто ли на орбитальной станции пишут картины?
— Любовь к прекрасному, в том числе и к живописи среди космонавтов очень распространена. Например, наш президент Олег Артемьев дружит с Никасом Сафроновым. Знаменитый художник написал для него несколько картин.
О картинах в наших музеях, написанных в космосе, мне лично неизвестно. Но такие работы есть, в основном их авторами являются Леонов и Джанибеков. Насколько я знаю, в космосе делались только зарисовки, а картины писались уже на земле. Считается, что акварелью первой стала писать в космосе Николь Скотт, астронавт, работавшая на Международной космической станции в 2009 и 2011 годах.
— Рассказывают ли космонавты какие-то мистические необъяснимые истории о пребывании в космосе?
— Все у них объяснимо, они люди очень прагматичные, тренированные. Пребывание на МКС — это не съемки в фантастическом фильме с закрученным сюжетом. У космонавтов все четко, все нештатные ситуация отработаны еще на Земле. Так что не обрадую: никакой мистики и встреч с инопланетным разумом у космонавтов не бывает. Слышал я только юмористические истории.
— Какие?
— Например, ждет МКС новый экипаж, в нем должен быть японец. Командир предупреждает молодого космонавта на станции о том, что представитель страны самураев очень любит внимание и объятия. На самом деле японцы очень не любят панибратства и всегда соблюдают дистанцию. Ну и, конечно, все очень веселились, когда космонавт бросился обнимать прибывшего на МКС японца, а тот был ни жив ни мертв. Потом за общим ужином все прояснилось, еще раз по-доброму посмеялись.
— Как вы считаете, должно ли государство поддерживать Ассоциацию?
— Хочется поддержки в той или иной форме. Но еще больше помощь государства нужна небольшим музеям космонавтики. Ведь именно они популяризуют эту область, сохраняют историю космонавтики, воспитывают в молодежи интерес к космосу, что называется на земле, в глубинке. Есть музеи-лидеры, я их уже называл — Музей космонавтики в Москве, Музей истории космонавтики в Калуге. Они имеют мощную поддержку Департамента культуры города Москвы в первом случае и Министерства культуры во втором, большую посещаемость (сотни тысяч посетителей в год), а вот региональным учреждениям помощь ох как нужна.
И реклама им требуется, и средства на проведение различных мероприятий, и методологическая поддержка. Им банально средств на закупку артефактов не хватает, бюджеты у таких музеев очень скромные. И космонавты должны к ним в гости приезжать.
— Может быть, нужна специальная госпрограмма, которая как бы развивала интерес молодежи к сфере космоса?
— У нас есть главная организация в космической отрасли — «Роскосмос», и она этой работой активно занимается. Здорово было бы, если бы госкорпорация активнее сотрудничала с АМКОС. Ну а мы бы эту поддержку с большим энтузиазмом транслировали на региональные музеи космонавтики. А пока такого плотного взаимодействия нет, мы будем делать свою работу, изыскивать внутренние резервы и опираться на энтузиазм наших коллег и партнеров в музеях космонавтики.
— Только что стало известно, что «Роскосмос» предлагает со следующего года учредить в России с 6 по 12 апреля Неделю космоса. АМКОС в этом будет задействован?
— Да, Ассоциация будет принимать участие. Сейчас мы готовим перечень мероприятий в наших музеях, которые пройдут в апреле. Госкорпорация предложила сделать отечественный День космонавтики международным, расширить его до недели по аналогии со Всемирной неделей космоса (World Space Week), официально учрежденной ООН в 1999 году. Это как раз поддержка и продвижение российского космоса и у нас, и в мире. Музеи АМКОС, с подачи «Роскосмоса», также примут участие в этой работе, наполняя неделю музейными мероприятиями.
Интересовалась Елена Сердечнова
Фото из личного архива советника президента Ассоциации музеев космонавтики России Андрея Плешакова