Такая разная хохлома: от народного промысла до современного дизайна

Такая разная хохлома: от народного промысла до современного дизайна

Начинается экспозиция с истории заграничного триумфа, случившегося 100 лет назад, в 1925 году. Тогда в Париж на Международную выставку современных декоративных и промышленных искусств привезли специально созданные хохломские предметы: вазы, чайники, подносы, ложки, украшенные советской символикой — серпом и молотом и, конечно, пятиконечной звездой. Агит-хохлому выставили в Гран-пале, причем, советскую экспозицию оформил сам Александр Родченко. В итоге работы кустарей Нижегородской губернии и мастерской Семеновской школы привлекли внимание жюри и получили дипломы выставки.

Показ хохломских изделий в Париже — факт известный. Создатели выставки знали и о том, что некоторые из предметов попали в фонды Всероссийского музея декоративного искусства. И все же работа над проектом принесла ряд открытий. Куратор Татьяна Чубарова рассказала «Культуромании»:

— Мы знали, что наши предметы участвовали в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, но не догадывались, что их окажется так много. Во время подготовки выставки мы обнаружили довольно большое количество экспонатов и передали их нашим художникам-реставраторам. На выставке экспонируется лишь малая часть, поскольку у нас не было задачи представить их в полном объеме. Это все подлинные предметы, участвовавшие в Международной выставке. Как они попали к нам? После триумфа в Париже часть предметов была продана за валюту, при этом многие передали в Кустарный музей. Впоследствии он стал Музеем народного искусства, а затем — частью нашего музея, образованного в 1981 году, и вся его коллекция перешла к нам.

Возникшая в XVII веке в Нижегородской области, хохломская роспись считается одной из самых нарядных — благодаря сочетанию красного, золотого и зеленого цветов на черном фоне. Кстати, в середине прошлого века предпринимались попытки «реформировать» хохлому — использовать синий, красный, зеленый фон. Но большой популярности эта идея не получила, хотя в работах современных дизайнеров, представленных на выставке — например, вазах, созданных брендом «Хохлома» в коллаборации с Аленой Ахмадуллиной — можно встретить отсылки к подобным экспериментам.

А еще хохломская роспись — это сложная технология. Главный секрет: будущая ложка или чашка натирается серебристым алюминиевым порошком, потом расписывается и покрывается лаком. При просушке лак желтеет от температуры, приобретает медовый оттенок — и поверхность из серебристой становится сияюще-золотой.

Выставка рассказывает зрителям об истории хохломского промысла и о том, как он постепенно менялся. На рубеже XIX–XX веков в моду вошел русский стиль — богато украшенные, нарядные предметы, исполненные в национальном духе.

После революции традиционные формы и декор начали сочетать с советской символикой — как, например, на предметах, участвовавших в выставке 1925 года. А порой появлялись совершенно удивительные вещи. Например, в ходе подготовки выставки было обнаружено несколько небольших дощечек — потемневших, запыленных, покрытых фантастической росписью на манер хохломы, но с оммажами супрематизму. Оказалось, это экспериментальные образцы 1930-х: «крышки» скамеек, использовавшихся в быту — женщина, занимавшаяся дома рукоделием, могла поставить на такую скамейку ногу.

Еще один пример удивительного смешения стилей — ковши 1930–1940-х с ручками в виде змеи, кусающей себя за хвост. Татьяна Чубарова в разговоре с «Культуроманией» объяснила это влиянием китайского искусства, а также ар-нуво:

— В начале XX века одним из главных стилей был модерн, который имел влияние в том числе и на хохлому. Его отличительным признаком было обращение не только к национальным традициям, но и к мировой культуре. Кроме того, на хохломской промысел во многом влияло географическое положение: недалеко от мест, где традиционно занимались промыслом, находилась Макарьевская ярмарка, а впоследствии и Нижегородская. Это было не только место сбыта, но еще источник новых впечатлений, дававший пищу для ума и творчества. На ярмарке в числе прочего были и Китайские ряды, где торговали шелком и фарфором из Поднебесной. Художники, создававшие хохломскую роспись, вдохновлялись великолепными узорами тканей, орнаментами. Изделия 1930-х годов с элементами китайского стиля — продолжение той линии, они украшены множеством мелких орнаментов и плотно записаны, что не характерно для народного искусства. В свою очередь, тонкие изогнутые змеи напоминают знаменитый «удар хлыста» — один из самых узнаваемых элементов стиля модерн. В 1920–1930-е к образованию будущих мастеров хохломской росписи подходили серьезно, возили в Третьяковскую галерею, знакомили с лучшими образцами мировой культуры — чтобы у них был широкий кругозор и они могли использовать разнообразные художественные идеи в своем творчестве.

В эпоху расцвета сталинского ампира хохлома вновь изменилась, роспись стала особенно торжественной и пышной. На выставке можно увидеть роскошные вазы и декоративные блюда классических форм, исполненные в 1930–1950-е. Некоторые вещи — нарядно украшенные — создавались к юбилейным датам или значимым событиям. Так, в экспозиции есть ваза «Салют Победы», датируемая 1945–1946-м.

Оттепель принесла новую моду, на смену пышному сталинскому ампиру пришел минимализм — сдержанные, лаконичные предметы. К тому времени хохломские изделия перестали воспринимать лишь в утилитарном ключе — как посуду для повседневной жизни, декоративные панно вешали на стены, расписные вазы и блюда ставили в серванты в гостиной. В общем, они превратились в полноценное украшение интерьера.

В наше время хохлома, похоже, переживает второе рождение. По крайней мере, ею активно интересуются современные дизайнеры. Причем, отсылки к народному промыслу могут быть и очевидными — как в работах Алены Ахмадуллиной — так и обозначенными тонко, намеками. В роскошных светильниках Ольги Микковой, выполненных в стиле ар-деко, на хохлому указывает черно-золотая цветовая гамма и элементы орнамента. А лампа-конструктор «Хохлома», созданная Светланой Катаргиной и Татьяной Бабковой, и вовсе отсылает сразу к двум традициям — не только народному промыслу, но и к стилистике супрематизма, недаром ее форма повторяет очертания керосиновой лампы, популярной в 1920-е. Светлана Катаргина и Татьяна Бабкова, вместе учившиеся в Московском художественном училище прикладных искусств, в затем в Высшей Академической школе графического дизайна, в 2018 году создали бренд PERINNE, соединив дизайн с любовью к народному искусству под слоганом «дизайн и традиции». Татьяна Бабкова рассказала «Культуромании», зачем современные дизайнеры обращаются к народным промыслам и кто является потребителем подобной продукции:

— Мы создаем современные вещи, в которые заложены глубокие интересные смыслы. При проектировании, как дизайнеры, ставим себе задачи — думаем, для чего нужен предмет, как им будут пользоваться, и в то же время черпаем вдохновение в прошлом, в нашем наследии, стараемся сохранять традиции промыслов. Много времени уделяем исследованиям. Например, мы начинали с темы Русского Севера, Карелии. Проектируя коллекцию текстиля, провели большую подготовительную работу — ездили в экспедицию по Заонежью, фотографировали, делали зарисовки, изучали музейные образцы.

Лампа-конструктор «Хохлома» была спроектирована для нижегородского конкурса «Дизайн и ремесло» в 2019 году и стала победителем в номинации «Хохломская роспись». Хохлома — один из самых известных народных промыслов и наверное, самый знаковый, узнаваемый. И нам, как дизайнерам, хотелось сделать современный проект на эту тему. В процессе реализации было несколько этапов, и очень интересно было работать именно в Семенове. На фабрике мы ближе познакомились с технологией, а в музее была возможность увидеть историю развития промысла, понять глубину.

Хотелось сделать современный предмет, но чтобы он был изготовлен по всем правилам технологии, сохранил стилистику росписи. И мы считаем, что у нас это получилось. В этом проекте считывается образ керосиновой лампы. Мы взяли за основу сложную старинную форму и «разбили» ее на простые геометрические объемы — куб, шар, цилиндр. Получился конструктор, который может быть основой различных комбинаций. В общем здесь есть и игра, и бережное отношение к традициям промысла. Контраст фактур и смыслов — изящное тонкое стекло и традиционная золотая хохлома.

Этот проект, как и другие наши проекты, создавался как серийный продукт. Вообще мы начинали с текстиля, и когда вышли с ним на московские маркеты, пытались анализировать нашу аудиторию, кто наш потребитель. В тот момент народное искусство, русский код не были еще так популярны. И хотя к этой теме сейчас обращаются все чаще, подобные вещи пока остаются в определенной степени элитарными. По крайне мере, они точно не относятся к масс-маркету. Мне кажется, наши покупатели — люди, обладающие определенной насмотренностью, а также интересующиеся дизайном. И, хочется отметить, постепенно их число растет.

 

Ксения Воротынцева 

Фото: компания Perinne

 

 

2