СССР и соцстраны дипломатических отношений с ЮАР не поддерживали, и не торговали. Ещё в 1946 году торговлю с Южной Африкой прекратила Индия, а в 1959 году Ямайка, но уж на Ямайку-то всем было пофиг. В 1963 году Генассамблея ООН призвала ввести всеобщие санкции против режима в Претории, пока не разрешат неграм голосовать..
США и Британия не сразу, но прекратили поставки оружия правительствую ЮАР. Белые южноафриканцы научились производить своё (и неплохое) оружие. Далее, 23 страны ввели санкции по мелочи. Южноафриканцы лавировали. Своей нефти у них не было, поэтому стали закупать у шаха Ирана. В 1979 году шаха свергли, и с нефтью появились проблемы, но белые меняли своё оружие на нефть у Хомейни, и дела пошли в гору. Запретили вывоз долларов (разрешена была маленькая сумма, и при проверке ставили в паспорт печать), расцвёл чёрный рынок. Но бензина становилось всё меньше, и он был всё дороже. В 1987 году к нефтяному эмбарго присоединились уже все страны (хотя бы формально), и нефть в ЮАР поступала полностью контрабандой.
Южноафриканское золото отказались покупать на мировых рынках, и цена на него внутри республики резко упала, а рудников там много. Открыто инвестировать миллиарды уже было нельзя, инвесторы ушли. В то же время, Тэтчер и Рейган сопротивлялись ужесточению санкций против ЮАР: жалуясь, что аналогичных санкций нет против СССР и Китая в виду их неприятной коммунистичности. А южноафриканцев нельзя давить до конца, потому что они мочат красных, хоть и расисты. Мол, ЮАР поддерживает боевиков УНИТА (хочется поставить в конце букву «З») в Анголе, воюющих на стороне Запада, да и вообще – санкции обрушат «свободный рыночный капитализм», а это вредно и нежелательно. С продуктами в стране хуже не стало – белые фермеры вполне кормили ЮАР. На санкции Африки ЮАР было плевать, там экономики мелкие. Но вот после ухода горнодобывающих компаний из США после 1984 года всё стало ощутимо – утекали капиталы, и нечем было платить долги. Это и развалило южноафриканскую экономику, ибо в основном она держалась на американских деньгах. Кстати, санкции больше всего ударили по чёрным (белые не сильно пострадали), неграм стало нечего терять, всё равно ж умирать от голода. Участились нападения на белых, появился лозунг «один фермер – одна пуля!», произошёл расстрел белых прихожан церкви в Кейптауне. Власти сдались, объявили в 1994 году выборы, и там победил Мандела.
Возможно ли такое с Израилем?
Я предсказывать не умею, но как мне кажется – нет.
Во-первых, со средней силой санкциями ЮАР продержались 20 лет. Еда была, машины кое-как ездили, солдаты воевали в Анголе. Всё посыпалось, только когда США совсем отказались вкладывать деньги в ЮАР и покупать её золото и алмазы. Во-вторых, и в этом случае хватило десяти лет. То есть, всего 30. За это время от Газы останутся рожки да ножки. Мир может запретить продавать Израилю нефть, но ему помогут США: привезут и нефть, и сжиженный газ. При поддержке крупной державы экономические санкции неэффективны – это скажет и Венесуэла, торгующая с Россией и Китаем, и Иран, торгующий с Китаем и Индией, и КНДР, торгующая с Китаем, и Россия, торгующая вообще с кучей стран. С таким раскладом всеобщей изоляции не будет, как и голода, ибо Израиль кормит себя сам. Возможна инфляция, возможна средней руки безработица, сильная дороговизна бензина, но не более. За остальное заплатят США. Чтобы санкции подействовали, нужна смена политики Америки, а это пока не ожидается.
И в Европе всё прекрасно понимают.
Возможно, санкции против Израиля они объявят, сделав из события шоу торжества справедливости.
Но с их исполнением, как обычно, будут большие проблемы.

© Георгий Зотов
* Орфография, пунктуация, фотографии и видео автора бережно сохранены.