Русские сказки имели множество вариантов. Привычные с детства сюжеты – далеко не единственные. Даже у такой простенькой сказки, как «Колобок», были «расширенная режиссерская версия», «авторская постановка» и сиквел.
Кроме зайца или волка колобок мог повстречаться с воронами, девицами, бабами и парнями. Старик со старухой не обязательно были нищими, случалось, что колобок пекли жирный и пышный, со сметаной да с маслом, а то и целую пачку роскошных колобков.
А некоторые сказочники так увлекались историей беглой булки, что не могли остановиться. На Белом море записали одно из продолжений «Колобка».
Когда колобок бесславно сгинул в чреве лисы, старик отправился его искать. Шёл по лесу, спрашивал всех, не видали ли колобка.
«Видали, – отвечали старику, – он у лисицы сидел!»
Понял старик, что именно лиса («мерзавка») сожрала колобка («больше некому»). Тут и саму лису увидел.
Лиса спала. Вскинул старик ружье
Нет, увы, не ожил колобок. Был совершенно мертв, не скакал и не болтал, никуда больше не сбегал. Тогда старик предложил старухе:
«А возьмем-ка мы колобка лучше съедим!»
Сказано – сделано. Поставили самовар, и с чаем колобка съели.
Но погодите: его же только что выпотрошили из мертвой лисицы… Не смутило это деда и бабку, хотя на подоконнике лежала целая горка обычных колобков.
В общем, вторая серия блокбастера «Колобок» получилась хуже и корявее первой, как обычно и бывает.
© "Минутка этнографии".
p.s. Сиквел из: "Сказки Терского берега Белого моря". Л. 1970 год. С. 354-355.
* Орфография, пунктуация, фотографии и видео автора бережно сохранены.