11 сентября отмечается 125 лет со дня рождения авиаконструктора Семена Лавочкина

11 сентября отмечается 125 лет со дня рождения авиаконструктора Семена Лавочкина


11 сентября отмечается 125 лет со дня рождения Семена Алексеевича Лавочкина — выдающегося авиаконструктора, дважды Героя Социалистического Труда, лауреата четырех Сталинских премий. Лавочкин создал самолеты-истребители, которые являются одними из символов Победы в Великой Отечественной войне. Он также разработал первый советский самолет, преодолевший сверхзвуковой барьер.

Семен Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в Смоленске. Символично, что он стал ровесником самолета – ему не было и месяца, когда в США братья Райт испытали свой первый планер. В юности Семен выбирал между карьерой артиста и юриста, а когда грянула революция и Гражданская война добровольно вступил в Красную гвардию.

По-настоящему заболел авиацией будущий конструктор в 1920-х годах, во время обучения в Московском высшем техническом училище. В 1940–1945 годах Лавочкин – главный конструктор Горьковского авиационного завода. Под его руководством были созданы самолеты-истребители ЛАГГ-3, ЛА-5, ЛА-7 и ряд их модификаций. Истребитель ЛА-5 отличился в боях во время Сталинградской битвы, а его модификация ЛА-5ФН нашла широкое применение в воздушных боях на Курской дуге.

Летчик-ас Иван Кожедуб, прежде чем сесть в свой ЛА-5, каждый раз отдавал машине честь. Трижды Герой Советского Союза, на счету которого 64 самолета противника, признавался: «Я сроднился с ним, узнал все его повадки. И он меня понимал, слушался». Немецкий пилот Эрих Хартманн так вспоминал эту машину: «Когда в небе появились Ла-5, нам пришлось радикально менять тактику. Эти машины нельзя было недооценивать. Я потерял нескольких друзей, которые пошли в лобовую атаку на ЛА-5, не зная его возможностей».

Вскоре после Ла-5 был представлен Ла-7, развивавший скорость до 685 км/ч — ни один истребитель противника не мог этим похвастаться. Символично, что именно на истребителе Лавочкина в строй на протезах вернулся легендарный Маресьев, сбивший уже после ранения, стоившего ему ампутации двух ног, 7 самолетов.

После Победы конструктор с нуля разработал зенитные управляемые ракеты (ЗУР) для первой отечественной системы противовоздушной обороны. Еще одним успешным проектом Лавочкина стала межконтинентальная сверхзвуковая крылатая ракета «Буря», преодолевавшая звуковой барьер, и летевшая в условиях сверхвысоких температур.

Научные достижения авиаконструктора послужили фундаментом для современных космических технологий, которыми сегодня занимается НПО им. С.А. Лавочкина, созданное на базе ОКБ ученого. Имя Лавочкина носят улицы в Волгограде, Москве, Липецке, Смоленске, Краснодаре, Химках, Хадере (Израиль). Мемориальные доски установлены на доме № 19 по Тверской улице (Москва), где жил С. А. Лавочкин, на улице Агурина (Ахтубинск Астраханской области), на доме № 16 по улице Чаадаева (Нижний Новгород), где С. А. Лавочкин в жил 1940–1944 годы, возглавляя ОКБ-21.

В Музее Победы 9 сентября открылась выставка к 125-летию Семена Лавочкина. Среди экспонатов — повседневная генеральская фуражка ВВС Красной Армии образца 1949 года с кокардой образца 1955 года, принадлежавшая Лавочкину, архивные документы и фотографии.

Юбилею конструктора посвящена тематическая экскурсия «Планеты Солнечной системы», которая пройдет 11 сентября в Центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ. 


Фото: laspace.ru

 

2