Традиции раздельного сбора мусора в России
До революции практически весь мусор, за исключением пищевых отходов, перерабатывался. По улицам ходили старьёвщики, которые скупали буквально все: битую посуду, рваные сапоги, сломанные ножницы, ненужные тряпки.
Кожаный мусор сдавался в обувные мастерские, металлический хлам – на заводы, стекло — тоже, тряпки — на бумагопрядильные заводы. Если что-то можно было восстановить, подлатав — то восстанавливали и продавали на толкучках, продать можно было даже рваную и перелатанную одежду. Даже упаковочная бумага в жирных пятнах не выбрасывалась — её собирали дворники и бросали в домовую печь для нагрева воды.
Вот жительница Москвы Вера Бокова вспоминала:
"Своеобразной разновидностью разносчиков были тряпичники и старьевщики, только они ничего не продавали, а, наоборот, стремились купить.
«Старые голенища продать! Нет ли бутылок, штофов, всякого старья, тряпья, старых сапогов и старого заячьего меха продать!» — завывали тряпичники.
«Старые вещи берем!» — вопили татары-старьевщики.
Сапожное и платяное старье сбывалось ими разным мастеровым и шло в переделку, остальное продавалось на заводы. Фунт стекла стоил полкопейки; фунт тряпья — 1–2 копейки, фунт железа — 3–4 копейки. Набегавший в итоге дневной доход старьевщика составлял копеек 50.."
© Андрей Аксёнов.
* Орфография, пунктуация, фотографии и видео автора бережно сохранены.