На другой день храмового праздника, 9 октября, священник поселка Царские Ключи Петр Скрынченко заметил на улице особенное движение народа, впереди которого шла особая густая толпа людей с каким-то непонятным пением.
Он полюбопытствовал узнать о причинах скопления народа на улице и спросил у случайно встретившегося переселенца:
- Что это за народ?
- Да ты хиба не знаешь що это? – не без удивления спросил отца Петра переселенец.
- Нет, не знаю.
- Это наши свечу пропивают.
- То есть как пропивают?
- Да как... Ходят из хаты в хату с иконой, со свечой и поют, а в хатах их потчуют – и так ходят, пока совсем не пропьют свечу.
Священник, будучи незнаком с обычаем «пропивания свечи» тотчас же направился по направлению к толпе, и глазам его представилась следующая картина.


Толпа, уже довольно пьяная, выходила из хаты одного переселенца: впереди ее шел переселенец с пылающей свечой, за ним шел другой с иконой св. Архистратига Михаила, вся толпа что-то пела, что именно, священник определить не мог. Он остановил это шествие и хотел, было, взять эту икону и унести ее в храм, но толпа не поддалась на требование и продолжала свое шествие.
Наконец, священнику удалось уговорить толпу унести икону в храм.

И каких только нет странных обычаев у этих несчастных выходцев из России, и прямо-таки не верится, что они жили чуть ли не в центре просвещенной России.

© «Царицынский вестник». 1902. № 1447.
* Орфография, пунктуация, фотографии и видео автора бережно сохранены.