Нельзя сказать, что неожиданный, но, в какой-то степени, новый разворот приняла тема чувствительных данных. В конце июня появилось сразу несколько публикаций, здесь, здесь и тут, о том, что в Дании планируют принять закон об авторском праве граждан на свои лицо, голос и тело. Все три публикации ссылаются на одну и ту же статью в английской газете Guardian, где цитируется министр культуры Дании Якоб Энгель-Шмит, который строго заявил, что представление этого законопроекта в парламент подаст ясный сигнал, что каждый имеет право на то, как выглядит и как звучит. Это поможет защитить права граждан от генеративного ИИ (GenAI), способного синтезировать фото/аудио/видео, известные как deepfake, с использованием изображений, аудио- и видеозаписей реально существующих людей. Ныне действующие законы такой защиты не дают. Понятно, что защита нужна не от самого GenAI, а от злых шутников-пранкстеров и явных злоумышленников, которые могут изготовить такой deepfake с помощью AI и использовать его в неблагих целях — обман, шантаж, кража личности, с последующим «отъемом или уводом» имущества и денег. В отличие от способов, известных Остапу Бендеру, эти уже не назовешь «сравнительно честными».
По состоянию на конец июня законопроект находился еще в департаменте культуры, ожидают рассмотрение и принятие его в начале осени. Некоторые републикаторы поторопились объявить, что закон уже принят. Что ж, это пример того, как новость про «дипфейки» сама оказывается того-с, с душком.
В статье «Гардиан» также сообщается, что принятие этого закона «теоретически (выделение мое) даст людям в Дании право потребовать, чтобы онлайн-платформы удалили бы такой контент, если он был распространен без согласия заявителя». Вот именно, теоретически. В правовом государстве такое требование приведет, пожалуй, к привлечению еще большего внимания к «дипфейку».
Читать далее